ОЩУЩЕНИЯ, КАК ПРАКТИКА. ВИПАССАНА В СОЕДИНЕНИИ С ПСИХОЛОГИЕЙ.

Одной из составляющих работы с Внутренним Целителем является древнее индийское учение про Самскары - склонности Ума-Тела. Освобождение от страданий, возможность достичь Атмана (вселенской божественности)  достигается разотождествлением с Эго-Личностью. То есть, когда Ум не зациклен на чём-то, не привязывается к моментам из Прошлого. 

 

Суть медитации Випассаны в том, что ты много дней находишься в Тишине, выполняя несколько буддийских правил для монахов.Ты отключаешься от внешнего мира на несколько часов, дней и переключаешься на внутренний. Что же мы делаем "внутри"? Отслеживаем ОЩУЩЕНИЯ, которые возникают, стараясь к ним не “привязываться”. Пришло, осозналось - ушло. 

 

Ощущения можно разделить по способу "воздействия" на два основных типа. Первый - это ощущения вызывающие отвращение, отторжение, неприятие. То есть, не самые приятные ощущения в теле, от которых мы “убегаем”, не хотим их испытывать. Тут и боль и тяжесть, холод и жар, раздирание и скручивание и масса других. Второй - это очень приятные ощущения, увлекающие нас, призывающие испытывать их подольше, снова и снова.  Одно ощущение сменяет другое, то приходит, то уходит, становится то сильнее, то слабже. И начинаешь понимать, что дело-то не в позе и не в том, что ты съел на завтрак ;-). Тогда в чём?

 

На Випассане передаётся Знание, что ощущения, которые поднимаются когда ты заглядываешь Внутрь, приходят из прошлого. Иногда из близкого, иногда из очень далёкого. Индусы верят, что даже могут “приходить” из прошлых жизней - влияние Кармы. Наш Ум, наша Личность за что-то очень сильно “зацепились" в Прошлом, да так и "таскают" это. В чём-то это хорошо пересекается с западной концепцией психосоматики, когда в тело вытесняется то, что не принимается в сознание. Подходит и юнгианская концепция Тени, нашего бессознательноного в которое вытесняются отторгаемые нами части, слишком болезненный опыт, переживания о которых хочется забыть, а не ПРОжить. 

 

Но всё же психотерапия больше работает с травмами, сильным болезненным опытом. А идея Випассаны, что “привязаться” можно к очень разным вещам, и в прошлом нас держат именно ощущения! Не то, что хранится в абстрактном банке памяти, а телесные, энергетические проявления в мышцах, костях, коже, связках, фасциях, внутренних органах, энергетическом поле человека. Почему-то Ум зацепился за что-то, закрепил это как часть самого Человека, его Личности и начинает определять действия человека из этого “знания”. 

 

Тело, наша система помнит не только физические травмы, но и отвержение, предательство, унижения, обесценивание. В те моменты , когда нам было плохо, всё наше существо переживало негативные ощущения, формировало наше восприятие таких ситуаций и отношения к жизни. Что-то перепрожилось, а что-то застряло. Если мы нашли какое-то решение, способ выхода из трудной ситуации, он тоже закрепляется. Если мы сделали в какой-то момент вывод о Жизни, увидев её проявления - это тоже закрепляется. Если мы сформировали мнение о себе, какие мы - это тоже закрепляется и привязывает нас к концепции кто я такой. 

 

По большому счёту, психологи за эти сто лет вполне хорошо научились помогать клиентам справляться с застреванием в таких травматичных для психики ситуациях. Мы же будем смотреть на ситуацию чуть шире, поскольку проблемы лежат не только в области психологических травм, но и вообще в том, что мешает быть Собой, идти своим Путём. А если ещё короче, что мешает БЫТЬ - в моменте, потоке, в здесь-и-сейчас. То есть те самые Самскары - склонности Ума-Тела. 

 

Если вернуться к Випассане, то основная идея в том, что если ты заглядываешь во Внутренний мир, и занят этим довольно долго, не отвлекаешься на Внешний, то Самскары начинают “фонить” в теле на всё более тонком уровне, открывая новые и новые грани ощущений. И тут мы сталкиваемся с парадоксом, что препятствием для такого “самосканирования” является как раз “прыгающий Ум”, который уводит тебя далеко в мысли и не дает погрузиться в особо неприятные ощущения. Я бы сказал, что он выбивает из “здесь-и-сейчас”, в котором “всплывает” твоё застрявшее Прошлое, уводя в какие-то мысли, рассуждения, переключая тебя на что-то более (на его взгляд) безопасное.

 

Почему Ум “прыгает”? Такова его природа, переключаться с одного на другое, придавая чему-то значение. По идее, он помогает нам выживать, решать задачи, справляться с Вызовами. Но, обретя слишком большое значение, он играет уже по своим правилам. Большинство духовны практик собственно говоря и занимаются его “успокоением” ;-). В нашей задаче отлавливания его склонностей, как раз очень может помочь идея Випассаны, что они и в ощущениях тоже отражаются. У нас появляется ещё один канал доступа к нашему застрявшему Прошлому и моментам, которые делают нас регидными, лишая спонтанности. 

 

Теоретически очень интересен вопрос, как же на Випассане организм “выбирает” какие ощущения пришла пора поднять на поверхность, соприкоснуться с ними своим осознанием. Сперва, как и в случае с проработкой болезненных тем в психологии, доступ есть к самым поверхностных ощущениям, а значит и к опыту, который застрял не так глубоко. Известно, что в сновидениях нам чаще всего приходит какой-то материал, который вот вот станет доступен сознанию, то есть не спрятан очень глубоко. И выбор того, что мы сновидим от нас мало зависит, приходят такие картинки и всё. Зато то, что пришло можно разобрать с аналитиком, психологом - богатая пища для работы с психологическими проблемами. 

 

Хороший вопрос, какая часть нашей психики выбирает что же смотреть? И такой же хороший вопрос, какая часть нашего естества выбирает, каким ощущениям “подняться на поверхность” на Випассане в первую очередь? Понятно, если у нас активная, насыщенная событиями жизнь, то и в снах будет много “дневных остатков” и в ощущениях будут фонить эмоции и чувства прошедшего дня. А если ты сидишь на ретрите 10 дней в Тишине и не контактируешь с внешним миром? По какому принципу ощущения поднимаются и меняют друг друга? 

 

На самой Випассане этим особо не задаются, пришло и пришло, главное, не цепляйся за них, не бегай от них, а там как-то всё разрулится в правильном направлении. Тем более, если ты принимаешь всё что есть, то сами ощущения становятся всё более “тонкими”, и ощущаешь их не только на поверхности кожи, но и внутри тела, в энергетике. Практика ;-). А сколько времени понадобиться поднять и осознать глубокие Самскары? Может одна жизнь, а может и много,  Освобождение всё равно наступит ;-). Но всё же рекомендуют ездить на 10-ти дневный ретрит Тишины каждый год и медитировать пару часов в день. Значит “само” не получится, значит надо быть активным, значит надо всё дальше и дальше проходить за свой предел в осознавании.

 

В любом случае, есть какая-то Мудрость в том, как ощущения поднимаются, если быть достаточно внимательным и “смотреть” на них во все глаза, ПРОживать их. А значит внутри, есть что-то, что способствует нашему Исцелению от Самскар, от Страданий, от залипания на Прошлом. Я назвал эту часть Внутренним Целителем. Возможно, эта часть как-то контактирует с Мудростью Вселенной, ведя нас к Освобождению. Не так и важен концепт, важнее то, что в ходе проработки мы становимся ближе к Себе, к тому, какими мы Созданы, а не такими как о себе думаем, а то и смотрим глазами окружающих ;-). 

 

Когда я сам сидел по 10-12 часов в день на Випассане, мой Внутренний Целитель не только выводил из тени ощущения, но и как-то увязывал их с моим прошлым, с какими-то картинками, с какими-то идеями, паттернами, сценариями. Опыт, полученный в личной, групповой психотерапии, супервизиях помогал мне рефлексировать связь возникающих ощущений и того, что “вспыхивает” в тот же Уме. На терапии психолог бы меня спросил, когда я вспоминал момент из прошлого: “Что ты сейчас чувствуешь?” и я бы стал копаться в ощущениях, переживаниях. А тут наоборот, поднимались ощущения и я себя как бы “спрашивал”: “А в связи с чем эти ощущения? Почему они в таком виде пришли? Почему они не были прожиты до сих пор? Почему я от них отворачивался? Какого мне сейчас их проживать?”. 

 

Скорее всего, таким образом я нарушал технологию Випассаны, но куда мне было засунуть свой профессионализм? ;-). За столько дней волей не волей станешь для себя психотерапевтом ;-). Но чаще, мне даже не надо было включать какой-то анализ ситуации, информация о чём же эти ощущения сама всплывала в голове. Думаю, это как раз и была “работа” Внутреннего Целителя, снабжавшего меня полезными для проработки сведениями. Чем полезными? Если я углублялся в понимание Самскары, то и ощущения менялись, тело реагировало, давало что-то новое. Застревал ли я на мыслях и отвлекало ли меня это от “сканирования”? Очень редко, чаще, само отслеживание ощущений у меня было уже на автомате и шло параллельно с процессом рефлексии.  Думаю, это опыт многолетней практики разбираться в психологических проблемах и одновременно опыт во многих телесно-ориентированных программах, айкидо, йоги.

 

Тогда я понял, что если я могу это делать для себя, увязывая ощущения и интеллектуальные понимания, то могу в этом помогать и другим, фокусируя их и на ощущениях и на том, чем они вызваны. И я нашёл ещё одну крайне полезную роль такого фасилитатора процесса работы с застреваниями, со склонностями Ума-Тела. Как в психотерапии клиент норовит соскочить с болезненных тем, так и на Випассане Ум начинает прыгать именно  в моменты, когда ощущения становятся дискомфортными. То есть, возникает сопротивление процессу проработки, нужен какой-то якорь, который будет тебя держать на набранном уровне, не давая “соскочить” с важной темы. Вот тут фасилитатор и может помочь, отслеживая разные реакции клиента, переключения. Понятно, он не может отследить именно ощущения, но невербалику, изменения в позе, в дыхании, в цвете кожи, в тексте, если общаются, он может. Вернуть клиента в момент настоящего, вырвав из мыслей - тоже может. 

 

Вот тут я и нашёл очень хороший стык психологии и медитации. Ведь человек примерно знает свои болезненные зоны. Понимает где его вышибает из момента. Он может даже сказать, где не был Собой, а его что-то “вело”, определяло его реакции. И тогда можно смотреть именно в эти значимые моменты из жизни, и смотреть, какие реакции на телесном уровне они вызывают. То есть, прямиком идти в ощущения, сканируя их так, как мы делаем на Випассане. Какие темы значимые? Тут нам и может подсказать наш Внутренний Целитель. Или придёт осознавание какое-то, или нам Жизнь подкинет ситуацию. Как преступник возвращается на место преступления, так и наша психика ведёт нас туда, где мы можем что-то проработать, понять, осознать. Вселенная отзывается на наши запросы и мы куём как счастье, так и несчастье собственными руками ;-). А часто бессознательно мы снова и снова вовлекаемся в болезненные паттерны и сценарии. 

 

В гештальте есть хорошая концепция “фигура-фон”, когда что-то более важное на сейчас, выходит на передний план, а менее значимое отодвигается в фон. А что определяет значимое в нашем случае? Как раз Внутренний Целитель, наш собственный Мудрец, которы всё делает для того, чтобы мы пришли к Себе, научились Быть в Потоке. Скорее всего это то, что Карл Юнг называл Самостью - наша самая глубинная часть, отвечающая за контакт с Высшим. Как в целительстве считается, что есть Мудрость Тела, которая способствует восстановлению организма, поиска во вне нужных средств, элементов, так и в работе со склонностями Ума, есть часть, которая стремится нас восстановить, вернуть нам самих Себя, вырвав нас из цепких лап Самскар.

 

Про то, как можно опираться на Внутреннего Целителя, взаимодействовать с ним, я расскажу в следующей статье. 

 

Вишняков Андрей. 

Психолог. Тренер. Практик. 

 

03.11.2017

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

  • Vkontakte - Grey Circle
  • Facebook Clean Grey
  • YouTube - Grey Circle

Вишняков Андрей (с) 2017

Все материалы принадлежат vishniakov.ru и защищены авторским правом. 
Публикация материалов сайта возможна только с разрешения автора.